Рубрики
СБОРНИК все записи

ГОРЬКАЯ ПАМЯТЬ ЖИВА !

фотоСелихов001

Памятный постамент и плиты с именами захороненных военнопленных на «русском участке» Южного кладбища в городе Нюрнберг (август 2011 года).

 ГОРЬКАЯ и СЕРДЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ЖИВА в сердцах многих поколений родных о тех воинах Красной Армии, которые оказались в первые годы Великой Отечественной войны в немецком плену и погибли в лагерях часто безымянными и безвестными. Всем узникам концлагерей в 1941-45 годах в Германии выпала очень тяжёлая доля.

 Весна 2013 года в Европе оказалась очень поздней и необычно холодной. Она по всем признакам больше походила на осенний ноябрь. Конец месяца марта был совсем не весенним. Часто и неоднократно шёл крупный снег попеременно с холодным дождём, дул пронзительный и резкий ветер. Висели низкие тяжёлые облака. Снег шёл по ночам, лежал утром на тротуарах и медленно таял в течение дня. Всюду стояли лужи, и все пешеходы обходили их друг за другом по цепочке. Мы с женой и друзьями приехали в Германию, чтобы порадоваться весеннему теплу и солнечным дням раньше, чем они придут в Москву, где погода в эти дни была ещё гораздо хуже. Погода нас очень подвела. Но нам хотелось самостоятельно и поближе познакомиться со страной.

 Из Берлина мы переехали в Нюрнберг, который находился южнее в 450 километрах. Это, действительно, самый немецкий город из всех немецких городов. Он основан в 1050 году римлянами. Кажется, что он сохранил богатую историю всей страны за последние столетия. Центр древнего города остался таким, каким он был в далёкие времена. Более 600 лет его окружает крепостная широкая стена с пятью воротами и 120 боевыми башнями. Булыжные мостовые как волны взбегают на холмы. Между ними несёт свои воды бурная и мутная река Пегниц. Местные жители в те времена называли реку «Тёмная вода» или «Дерьмовая каша». Ломанные короткие и узкие улицы, разбросанные хаотично, были необходимы по жизни в тот неспокойный период воинственных соседних народов. Архитектура сохранившихся зданий давней эпохи возвращает сегодняшних прохожих в средневековье. В центре города, как и в других немецких городах, стоит до сего дня костёл «Фрауенкирхен». Кстати, он построен в 1345 году на том месте, где в те времена было еврейское гетто и где сожжено более 600 евреев. Высокие и необычные для нас жилые здания с неширокими окнами жмутся к реке и стоят вплотную друг к другу. Каждый дом был настоящей крепостью. Земля в городе была очень дорогой и рационально использовалась, поэтому строились дома вплотную стена к стене. А её владельцы, возможно, были необычно экономны и бережливы. Эти национальные признаки народа сохранились в Германии до наших дней.

 Мы специально приехали в традиционные пасхальные праздники. Поэтому увидели много интересного и примечательного. Пасхальная ярмарка, подарки и национальная кухня, костюмы и одежда, яркие украшения и праздничная иллюминация в основном сохранили дух простого народа и немецкую культуру.

 Известно, что город Нюрнберг в 1933-39 г.г. был центром гитлеровского фашизма и в 1945-46 г.г. стал местом международного суда над немецкими главарями, участниками 2-й мировой войны. Вся наша группа по возрасту оказалась из поколения «Дети войны». У многих из нас отцы погибли в жестоких боях за Родину.

 Находясь в этом древнем и историческом городе в частной поездке, мы решили прикоснуться к светлой памяти советских воинов, десятки тысяч которых оказались в плену и в неволе в самом начале Великой Отечественной войны. Первые составы военнопленных из отступающей Красной Армии прибыли в Нюрнберг в июле 1941 года. В плену оказались тысячи молодых солдат, призванных в 1941 году. Советский историк Б.В. Соколов сегодня утверждает, что в 1941 году попали в немецкий плен 3335000 воинов Красной Армии. Эта цифра требует проверки и уточнения. Но в военные годы все военнопленные числились по документам воинских частей без вести пропавшие. Но именно они на западной границе приняли на себя неожиданный и внезапный удар мощной группировки врага и первыми вступили в неравный и жестокий бой с фашистами. Они уничтожили и положили в русскую землю в самых первых отчаянных и жестоких боях с захватчиками несколько дивизий Вермахта. Гитлеровские вояки не ожидали такого дерзкого сопротивления. Наши мужественные воины показали врагу русский характер, отвагу и бесстрашие перед сильным врагом Отечества.

 Попавшие в плен в первые месяцы войны наши бойцы оказались во многих немецких городах, в том числе и в городе Нюрнберге в Баварии. Советские военнопленные были направлены работать на 12 городских предприятий (в Нюрнберге есть список), которые производили для гитлеровской армии танки, пушки, самолёты и другую военную боевую технику. Но более всего бесплатный труд узников концлагерей использовался на каменном карьере, подземных работах и тяжёлых дорожных работах. Действительно, на этих работах была наибольшая смертность и травматизм среди узников лагерей. Изнурительный труд, голод и инфекционные болезни ежедневно уносили сотни жизней военнопленных.

 Во время поездки мне удалось найти и поговорить с пожилыми жителями города, которые помнят, как по улицам города рано утром шли колонны истощённых русских узников в разбитой солдатской обуви и изношенной военной форме на работу. Как, несмотря на строжайший запрет, утром сердобольные женщины, у которых мужья воевали на Восточном фронте против русских, оставляли на пути голодных узников маленькие кульки с пищей. Это тоже история страны и характер немецкого народа.

 После окончания войны в мае 1945 года в Нюрнберге находилось три малых кладбища, где было захоронено несколько тысяч русских военнопленных из ближайших лагерей. На тех кладбищах были установлены временные небольшие памятники-надгробия. Но со временем отношение к захоронениям узников изменилось по разным причинам. В 1948 году согласно международному договору стран-победительниц заканчивался срок официальной репатриации немецких военнопленных из СССР. В побеждённую Германию возвращались десятки тысяч немецких солдат и офицеров, попавшие в плен под Москвой, Сталинградом, Ленинградом и многими другими русскими, белорусскими, украинскими городами. В этом же году малые кладбища советских военнопленных в Нюрнберге объединили и перенесли останки захороненных советских узников в одно городское Южное кладбище. На этом кладбище были похоронены также погибшие немецкие солдаты и установлен памятный саркофаг в древнегерманском стиле в память о той страшной войне. Оказалось, что одной земле почти рядом лежат погибшие противники, воевавшие друг против друга несколько месяцев каждый за свою страну.

 На соседнем участке Южного кладбища находятся захоронения немецких солдат, которые умерли от ранений в госпиталях в последний год войны. Вся площадка покрыта вечнозелёными растениями. На каждой могиле стоит небольшая доска с именем и фамилией умершего и указаны даты рождения и его смерти. Правда есть несколько могил неизвестных немецких солдат. Есть среди них те, кто погиб от варварских бомбёжек Нюрнберга в 1943-44 года, когда город был разрушен на 90 %. Авиация Великобритании бомбила не раз в ночное время этот тыловой город в отместку за бомбардировки Лондона. Во время бомбёжек погибали мирные жители города и военнопленные узники в лагерях.

 фотоСелихов002

Постамент и шесть плит с фамилиями и именами захороненных русских военнопленных на Южном кладбище г. Нюрнберга (фото 25 марта 2013 года).

 фотоСелихов003

Металлическая плита с фамилиями и датами гибели русских военнопленных на Южном кладбище города Нюрнберга (фото 25 марта 2013 года).

 Городское Южное кладбище находится в обычном лесу, где вместе с высокими соснами и елями стоят такие же высокие и произвольно растущие лиственные деревья. Они пережили бомбардировки Нюрнберга авиацией наших союзников в августе 1942 и начале 1943 годов. Под деревьями растёт обычная трава. Небольшие группы из 2-3 могил находятся на значительном расстоянии друг от друга, совсем не как на русских кладбищах – где захоронения находятся близко. По главной дороге в тишине мы шли к русскому участку более 15 минут. Щебетали на деревьях лесные птицы. Вдруг, неожиданно для нас, метрах в семи-восьми выскочил из травы крупный серый заяц и большими прыжками понёсся от нас в сторону. Внезапно в лесу раздался звук колокола, и мы пошли на этот равномерный колокольный бой. Вышли к поляне, и увидели стилизованную современную колокольню из двух вертикальных столбов высотой около 10 метров. Между ними вертикально друг над другом установлены два больших и один малый колокола. Как будто бы это обозначало семью – отец, мать и ребёнок.

 Рядом на бетонном приподнятом постаменте установлен современный трёхметровый щит с большой цветной групповой фотографией, на которой около тридцати наших военнопленных солдат. Все они в солдатских гимнастёрках без ремней. У некоторых на голове пилотки. Их возраст был в основном 20-25 лет. Кто-то из них перед объективом фотоаппарата опустил голову, кто-то виновато и, возможно, чего-то стесняясь, отвернулся в сторону, кто-то смотрел прямо и даже безысходно улыбался. Видимо, многие чувствовали, что это был последний снимок в их жизни. На немецком языке надпись говорила, что снимок сделан 16 сентября 1941 года. Фото сделано на фоне здания на улице и был запечатлён даже немецкий охранник с винтовкой.

«Русский» участок» перезахоронений советских военнопленных оказался по дороге слева от нас и представлял ровную квадратную поляну размером 90 на 30 метров. Она была окаймлена старым бордюром, который со временем врос в землю. Видимо, в каждом квадрате 30 на 30 метров находится братское захоронение узников. В середине стоит металлический высотой десять метров православный поклонный крест чёрного цвета. Со стороны дороги находились семь ровных участков со старыми постаментами. Каждый постамент выполнен много лет назад из бетона высотой около двух метров и размером 80 на 40 см. На одном из них чётко видна надпись на русском языке «Здесь покоятся останки 1500 русских солдат», а на других указано 500 и 400 русских солдат (смотри фото).

 У подножия каждого постамента лежат на бетонном основании большие металлические плиты с фамилиями и именами на латинском языке и датами гибели наших пленных. Часть из них плохо читается, так как надписи в 2-3 раза старше, чем возраст умерших военнопленных. Какой-то служащий в немецкой конторе лагеря военнопленных много лет назад скрупулёзно и аккуратно в течение почти четырёх лет войны и вынужденного плена русских солдат фиксировал день месяц и год гибели заключённых. Есть одна плита с надписью о первых русских узниках погибших и погребённых на немецком кладбище в июле-августе 1941 года. На последующих плитах указаны даты захоронений военнопленных вплоть до середины 1945 года. У некоторых постаментов лежат две, а где-то даже шесть плит с перечислением на каждой по 90-100 фамилий. Среди них встречаются женские фамилии и имена.

 Лагеря военнопленных в Нюрнберге в апреле 1945 года освобождали американские войска. Известно, что союзники освободили более 1000 советских узников. Часть освобождённых узников из лагерей попали на лечение в военные госпитали американцев и скончались по разным причинам. Есть погибшие даже 9 мая в День Победы. Поэтому есть захоронения датируемые месяцем июнь 1945 года.

 В одном месте мы увидели между плитами засохший букетик цветов и пластиковую лампадку красного цвета, которые были, возможно, положены осенью. Видимо кто-то из посетителей кладбища был на захоронении в прошлом году. Нашли также на плитах шесть оставленных фотографий с именами погибших в плену и захороненных советских солдат, на которых были чётко указаны даты рождения и смерти. Это означает, что всё же изредка Южное кладбище посещают родственники погибших узников концлагерей.

 Известно, что обычно 9 мая на «русском участке» кладбища проводятся траурные мероприятия и поминовение погибших узников. В них участвуют представители Посольства России в Германии, администрации г. Нюрнберга, общественных и молодёжных организаций, а также религиозных организаций. Есть информация, что девятого мая 2009 года состоялась последнее траурное поминовение погибших, в котором принимало участие и молодое поколение немецкого и русского народов.

 Есть официальные данные, что в первый год войны городской вокзал Мерцфельд принимал и направлял в расположенный рядом концлагерь составы с русскими военнопленными и после сортировки быстро отправлял часть из них в дальнейший путь. Часть русских военнопленных попадали в местное гестапо и исчезали навечно. В сегодняшнем районе Лангвассера г. Нюрнберга находилось лазарет и кладбище, где были захоронены наши соотечественники и лица, угнанные в плен из захваченных территорий СССР. Они умерли от непосильного труда и страшных лишений, перенесённых в немецких концлагерях. Это кладбище существовало до 1948 года. Затем было принято решение, и останки многих погребённых узников были перезахоронены на Южном городском кладбище рядом с братской могилой, где до этого уже было ранее захоронено около трёх тысяч советских военнопленных. Сейчас на месте старого кладбища вырос современный микрорайон города.

Всего в концлагере «Stalag Х111 D» содержалось до 30 тысяч военнопленных разных национальностей. Оказывается, подавляющее число смертельных случаев в лагере пришлось на октябрь и декабрь 1941 года от дизентерии, дистрофии и острой сердечной недостаточности. Статистика гитлеровской Германии утверждает, что каждого пятого военнопленного напрасно везли за казённый счёт за полторы тысячи километров из оккупированных районов нашей страны. Многие погибали в дороге. Уровень смертности военнопленных в лагерях до октября 1941 года составлял 20% по «непригодности» (очень интересный термин!). Часть слабых и ненужных узников отправлялась в течение 2-3 дней из Нюрнберга в известный лагерь смерти «Дахау». Наш агрессивный противник и ненавистный захватчик Советского Союза не ожидал такого большого числа военнопленных и не готов был их содержать даже с минимальными затратами. Накануне войны немцы заранее планировали широкую сеть лагерей для военнопленных, заготовляли полосатую униформу, посуду, рабочий инвентарь, готовили охрану и т.п..

 В лагерях г. Нюрнберга оказались солдаты и младший комсостав Красной Армии, которые попали в плен в июне 1941 года на границе под Брестом, в начале июля под Минском и Львовом, в августе под Киевом и Уманью, в сентябре под Рославлем и Вязьмой. Были даже военнопленные, которые попали в плен в первый и на второй день войны. В основном это были молодые воины весеннего призыва первого года службы не успевшие почувствовать законы жестокой войны. Очень тяжело было морально и физически попасть в концлагерь противника тем, кто совсем недавно пришёл служить действительную службу и кто принял воинскую присягу Родине. Вместе с ними неожиданно в плену оказались те солдаты, которые прослужили первый год службы и убедились в силе и моще Красной Армии, которая была всех сильней! Так пелось в советских песнях, и так учили военнослужащих на политзанятиях.

 Поиском погибших военнопленных в концлагерях Германии в настоящее время в России занимаются настоящие энтузиасты и истинные патриоты страны. За собственный счёт во время своего отпуска они выезжают на поиски в города Германии и посещают кладбища русских военнопленных. Они скрупулёзно и терпеливо пытаются найти подтверждение о погибших узниках и сообщают родным о месте их захоронения. Многие тысячи родственников в России и странах СНГ до сего дня не знают о судьбе своих близких, которые сгинули в годы войны. Энтузиасты-поисковики часто работают в архивах с карточками военнопленных. Среди этих энтузиастов можно назвать Ф.В. Измайлова из Подмосковья, у которого в плену оказался дед Василий Дмитриевич Измайлов (1912 года рождения). Он воевал в 147-й стрелковой дивизии, и пропал без вести в боях в Суровикинском районе под Сталинградом в конце 1942 года. Оказывается, он попал в немецкий плен и оказался в 1943 году в концлагере в Нюрнберге, где и погиб 27 ноября 1944 года (могила № 2439). Взрослый внук нашёл после долгих поисков место захоронения своего деда. Он помог своей маме и своей тёте посетить захоронение их отца. Вместе с ними побывали на могиле прадеда его два правнука. Феликс Владимирович вместе с женой три раза выезжал в Нюрнберг, и постоянно помогает родственникам погибших узников концлагерей найти их захоронения в Германии.

 В книге «Горькая память» поисковики назвали около 20 узников лагерей г. Нюрнберга, которые погибли, и были захоронены на Южном кладбище. Данные о месте их захоронения были в 2012-13 г.г. сообщены родным погибших военнопленных.

 Могилы многих миллионов человеческих жертв ушедшей в историю Второй мировой войны сегодня официально защищаются в Германии государственным законом. Этот закон говорит, что все погибшие в военное время независимо от национальности имеют право на достойное захоронение, которое следует всемерно поддерживать, как призыв к миру между народами.

 Определённую работу в послевоенный период по уходу и сохранению захоронений русских военнопленных на Южном кладбище Нюрнберга проводит гуманитарная организация Немецкий союз Германии. Этот союз был основан по гражданской инициативе в конце 1919 года. В годы Второй мировой войны обустройство солдатских кладбищ было возложено на похоронную службу Вермахта. В 1946 году Народный союз принял ряд мер по сохранению и уходу за захоронениями в Германии и за границей. После 1990 года появился современный девиз «Примирение над могилами – работа во имя мира». Тысячи простых людей вносят добровольные средства и участвуют в этом миролюбивом движении. Во многих странах возникают кладбища, где рядом лежат воины, воевавшие по приказу друг против друга и погибшие в одном бою. В 2002 году в древнем городе Ржеве был открыт Мемориал, на котором уже десять лет идёт перезахоронение советских и немецких солдат, павших в бою. Эту важную для молодых поколений работу следует активно проводить в новой России.

  10.06.2013 г.

#Селихов

Сайт размещается на хостинге Спринтхост